В бизнесе с 2002 года!

Честно
Консервативно
Конфиденциально

Киев: +38 (044) 498-28-79

Никосия (Кипр): +357 (22) 00-04-70

Киев: ул. Шелковичная, д. 10

(рядом с метро "Крещатик")

Отправьте заявку

Отправьте вопрос, чем мы можем быть Вам полезны, и получите персонализированное предложение прямо сейчас!

О борьбе с оффшорами

Непрекращающийся мировой экономический кризис вынуждает правительства большинства государств уделять всё большее внимание борьбе с выведением денежных средств с помощью оффшорных компаний. Однако борьба с оттоком капитала в «налоговые гавани» уже не первый год занимает приоритетное место в финансовой политике развитых и развивающихся стран. Не является исключением и Украина. Стремление решить проблемы экономики, находящейся в рецессии, и вопросы финансирования для растущего бюджетного дефицита приводят к поискам механизмов по предотвращению минимизации налогообложения юридических и физических лиц. Всё это выливается в более жёсткую позицию по отношению к оффшорным юрисдикциям.

Если говорить о конкретных шагах в области деоффшоризации в Украине, то необходимо отметить, что в январе 2011 года вступил в силу Налоговый кодекс Украины, который внёс значительные изменения в регулирование деятельности украинских компаний с оффшорами.

В сентябре 2013 года вступил в силу закон о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о трансфертном ценообразовании, который предусматривает механизм борьбы с выведением прибыли предприятий в оффшорные зоны и страны с низким уровнем налогообложения. На выполнение данного закона Кабинет Министров Украины своим распоряжением в декабре 2013 года утвердил список государств (территорий), в которых ставки налога на прибыль (корпоративный налог) на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине. В список включены 73 государств и территорий. Данные изменения предусматривают налоговый контроль за трансфертным ценообразованием и определяют системы методов для установления соответствия цен в операциях между связанными лицами уровню рыночных.

Необходимо упомянуть и то, что с января 2014 года вступила в силу конвенция между Правительством Украины и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения и предотвращения налоговых уклонений относительно налогов на доходы, которая заменила Соглашение между правительствами Кипра и бывшего СССР об избежании двойного налогообложения. После вступления в действие новой конвенции с Кипром предпринимателям, использующим Кипр для оптимизации налогов, придётся отказаться от привычных нулевых ставок и платить по новым - от 2 до 15%. Однако новый налоговый режим не приведёт к массовому исходу украинских бизнесменов из кипрской юрисдикции. Ведь условия с точки зрения отечественных предприятий остаются довольно выгодными.

Активная борьба с оффшорами началась после событий 11 сентября 2001 года, когда рухнули башни всемирного торгового центра, и американское правительство начало оказывать давление на оффшорные юрисдикции, а также на иностранные банки, в первую очередь, на те, которые активно сотрудничали с оффшорными компаниями.

Второй этап борьбы с оффшорами начался в разгар финансового кризиса в 2008 году. Правительства большинства государств начали беспокоиться о том, где им взять деньги для наполнения бюджетов, на рекапитализацию банков. Многие государства обратили внимание на оффшорную сферу, в которой крутятся огромные деньги, а налоги с данной деятельности никогда не платились. 
В 2009 году ОЭСР публикует «чёрный», «серый» и «белый» списки юрисдикций, определяющие степень их соответствия международным стандартам обмена налоговой информацией.

В ноябре 2012 года произошёл громкий скандал, который серьёзно отразился на ведении оффшорного бизнеса. В ходе международного исследования издания Guardian, телеканала BBC и Международного консорциума журналистских расследований (ICIJ) получена информация о компаниях, зарегистрированных на Британских Виргинских островах, в Ирландии, Новой Зеландии, Белизе, Великобритании и других юрисдикциях. Журналисты Guardian провели расследование относительно номинальных лиц, которые de jure управляли оффшорными компаниями, и пришли к выводу, что всего 28 номинальных директоров-физических лиц фигурируют в более чем 21 тысяче оффшорных компаний (был опубликован список фамилий этих директоров).

Вся эта история повлекла за собой много последствий в оффшорной индустрии. Некоторые номинальные лица ушли из этой сферы, другим пришлось переезжать из одной юрисдикции в другую, услуги данных лиц значительно подорожали. Также номиналы стали предъявлять повышенные требования к бенефициарам компаний, а именно требовать информацию об открытых счетах компаний, о заключаемых сделках, выдавать не генеральные доверенности, а с ограниченным объёмом полномочий.

В апреле 2013 года международный консорциум журналистских расследований опубликовал данные о 130 тысячах лиц из 170 стран мира, имеющих отношение к конкретным оффшорным компаниям.

Был получен доступ к переписке и архивам двух крупных сервис-провайдеров по оффшорным компаниям: Portcullis TrustNet и Commonwealth Trust Ltd. Информация о названиях оффшорных компаний, регистрационные данные, сведения о директорах и акционерах, а также о компаниях-администраторах оказалась в интернете.

За последние пять лет произошла серия скандалов при участии крупнейших транснациональных корпораций, таких как Starbucks, Apple, Amazon, Facebook, Google, которые были пойманы на «аморальном» поведении. Данные компании с помощью налоговых консультантов создали вполне законные схемы по оптимизации налогообложения, пользуясь всевозможными лазейками в законодательствах различных стран. К примеру, сеть американских кофеен Starbucks в Великобритании при миллиардной выручке за несколько лет перечислила всего лишь 8,6 млн. фунтов налогов (около 13 млн. долларов); в 2011 году в Ирландии одна из «дочек» компании Apple получила доход в 22 млрд. долларов, однако уплаченные налоги составили всего 10 млн. долларов; за 2011 год компания Facebook заплатила всего 238 тыс. фунтов налогов, хотя её выручка составила 175 млн. фунтов, для обхода британского налога на корпорации Facebook оформлял большинство своих сделок со своим британскими рекламодателями на территории Ирландии; в 2012 году британский филиал Google заплатил налоги на сумму 11,2 млн. фунтов (18 млн. долларов) в Великобритании при выручке в 4,9 млрд. фунтов (7,9 млрд. долларов).

Соединённые Штаты Америки и Европейский Союз в сложившейся ситуации стали оказывать давление на руководство данных компаний для недопущения неуплаты налогов, и это привело к тому, что компании были вынуждены пойти на определённые уступки.

Вывод значительных сумм денежных средств в оффшоры, то есть фактическое изъятие их из экономики соответствующих государств на фоне общего ухудшения экономической обстановки, вызванного мировым финансовым кризисом, привёл к серьезным проблемам с наполнением бюджетов государств. В соответствии с данными Tax Justice Network (TJN), в оффшорах находится от 21 до 32 триллионов долларов США, что равняется как минимум одной десятой части всех мировых финансов, оценённых швейцарским банком Credit Suisse по состоянию на середину 2011 г. в 231 триллион долларов.

21.04.14

Facebook
LinkedIn
Twitter
Google+


Автор: Кузнецов Денис

Управляющий партнёр украинского офиса

Специализация: финансовое право, налоговое право, защита активов.

Опыт работы в данной сфере с 2006 года.



 

Все статьи